Этот Форум для тех, кто пострадал в детстве и страдает сейчас от насилия - воспитание и наказание поркой, психологический прессинг, семейная жестокость. Каковы последствия всего этого? Как пережить и отпустить?
Отправлено: 27.12.22 10:48. Заголовок: Бьём детей по науке. Пощёчина Макаренко.
Очень многие люди, мочкой уха слышавшие о педагоге Антоне Семёновиче Макаренко, считают, что для положительного педагогического эффекта хорошо годится битьё. Некоторые, правда, советуют не воспитывать детей по голове, а только по специально природой созданному мягкому месту. И вперёд! Макаренка разрешил!!! На самом же деле Антон Семёнович эту пощёчину считал своей непростительной слабостью и всегда ратовал против телесных наказаний.
Пощёчина «…И вот свершилось: я не удержалсяна педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-весёлый ответ: - Иди сам наруби, много вас тут! Это впервые ко мне обратились на "ты". В состоянии гнева и обиды, доведённый до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз. Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял её и снова надел. Я, вероятно, ещё бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал: - Простите, Антон Семёнович... Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня - я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме. Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати: - Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чёртовой матери! И вышел из спальни. Пройдя к сараю, в котором находились наши инструменты, я взял топор и хмуро посматривал, как воспитанники разбирали топоры и пилы. У меня мелькнула мысль, что лучше в этот день не рубить лес - не давать воспитанникам топоров в руки, но было уже поздно: они получили все, что им полагалось. все равно. Я был готов на все, я решил, что даром свою жизнь не отдам. У меня в кармане был ещё и револьвер. Мы пошли в лес. Калина Иванович догнал меня и в страшном волнении зашептал: - Что такое? Скажите на милость, чего это они такие добрые? Я рассеяно глянул в голубые очи Пана и сказал: - Скверно, брат, дело... Первый раз в жизни ударил человека…»
И сразу разбор ситуации «…В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук - дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твёрдо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею. Через некоторое время у меня было серьёзное столкновение с Волоховым, который будучи дежурным, не убрал в спальне и отказался убрать после моего замечания. Я на него посмотрел сердито и сказал: - Не выводи меня из себя. Убери! - А то что? Морду набьёте? Права не имеете!.. Я взял его за воротник, приблизил к себе и зашипел в лицо совершенно искренно: - Слушай! Последний раз предупреждаю: не морду набью, а изувечу! А потом ты на меня жалуйся, сяду в допр, это не твоё дело! Волохов вырвался из моих рук и сказал со слезами: - Из-за такого пустяка в допр нечего садиться. Уберу, черт с вами! Я на него загремел: - Как ты разговариваешь? - Да как же с вами разговаривать? Да ну вас к..! - Что? Выругайся... Он вдруг засмеялся и махнул рукой. - Вот человек, смотри ты... Уберу, уберу, не кричите! Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашёл в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову. Я стал бояться, что могу броситься в сторону наименьшего сопротивления. Из воспитательниц прямо и настойчиво осудила меня Лидия Петровна. Вечером того же дня она положила голову на кулачки и пристала: - Так вы уже нашли метод? Как в бурс, да? - Отстаньте, Лидочка! - Нет, вы скажите, будем бить морду? И мне можно? Или только вам? - Лидочка, я вам потом скажу. Сейчас я ещё сам не знаю. Вы подождите немного. - Ну хорошо, подожду. Екатерина Григорьевна несколько дней хмурила брови и разговаривала со мной официально-приветливо. Только дней через пять она меня спросила, улыбнувшись серьёзно: - Ну, как вы себя чувствуете? - Все равно. Прекрасно себя чувствую. - А вы знаете, что в этой истории самое печальное? - Самое печальное? - Да. Самое неприятное то, что ведь ребята о вашем подвиге рассказывают с упоением. Они в вас даже готовы влюбиться, и первый Задоров. Что это такое? Я не понимаю. Что это, привычка к рабству? Я подумал немного и сказал Екатерине Григорьевне: - Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошёл на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок. А колония им, очевидно, все-таки нужна. Тут сложнее. Кроме того, они видят, что мы много работаем для них. все-таки они люди. Это важное обстоятельство. - Может быть, - задумалась Екатерина Григорьевна…»
И Задоров, и Волохов стали активными колонистами, выросли крепкими рабочими людьми.
Метание мебели «…Я был почти уверен, что Осадчий закусил удила и откажется прийти, и твёрдо решил в крайнем случае привести его сам, хотя бы и с револьвером. Но Осадчий пришёл, ввалился в кабинет в пиджаке внакидку, руки в карманах, по дороге двинул стулом. Вместе с ним пришёл и Таранец. Таранец делал вид, что все это страшно интересно и он пришёл только потому, что ожидается занимательное представление. Осадчий глянул на меня через плечо и спросил: - Ну, я пришёл... Чего? Я показал ему на Остромухова и Шнайдера: - Это что такое? - Ну, что ж такое! Подумаешь!.. Два жидка. Я думал, вы что покажете. И вдруг педагогическая почва с треском и грохотом провалилась подо мною. Я очутился в пустом пространстве. Тяжелые счёты, лежавшие на моем столе, вдруг полетели в голову Осадчего. Я промахнулся, и счёты со звоном ударились в стену и скатились на пол. В полном беспамятстве я искал на столе что-нибудь тяжёлое, но вдруг схватил в руки стул и ринулся с ним на Осадчего. Он в панике шарахнулся к дверям, но пиджак свалился с его плеч на пол, и Осадчий, запутавшись в нем, упал. Я опомнился: кто-то взял меня за плечи. Я оглянулся - на меня смотрел Задоров и улыбался: - Не стоит того эта гадина! Осадчий сидел на полу и начинал всхлипывать. На окне притаился бледный Таранец, у него дрожали губы. - Ты тоже издевался над этими ребятами! Таранец сполз с подоконника. - Даю честное слово, никогда больше не буду! - Вон отсюда! Он вышел на цыпочках. Осадчий, наконец, поднялся с полу, держа пиджак в руке, а другой рукой ликвидировал последний остаток своей нервной слабости - одинокую слезу на грязной щеке. Он смотрел на меня спокойно, серьёзно…»
Антисемитизм в колонии был задушен в зародыше, а Осадчий и Таранец вышли в хороших командиров и комсомольцев.
Крепкое словцо «…Ховрах даже не вспомнил о порученной ему работе. По-прежнему развязно он заговорил со мной о предметах, никакого отношения к монастырской стене не имеющих: - Скажите, правда, что в колонии имени Горького девчата хорошие? Я отвернулся от него и направился к выходу, но он пошёл со мной рядом и, заглядывая мне в лицо, продолжал: - И ещё говорят, что воспитательки у вас есть... Такие... хлеб с маслом. Га-га, интересно будет, когда сюда приедут! У нас здесь тоже были бабёнки подходящие... только знаете что? Глаза моего, ну и боялись! Я как гляну на них, так аж краснеют! А отчего это так, скажите мне, отчего это у меня глаз такой опасный, скажите? - Почему твой отряд не вышел на работу? - А черт его знает, мне какое дело! Я и сам не вышел... - Почему? - Не хочется, га-га-га!.. Он прищурился на соборный крест: - А у нас тут, на Подворках, тоже есть бабёнки забористые... га-га... если желаете, могу познакомить... Мой гнев ещё со вчерашнего дня был придавлен мёртвой хваткой сильнейших тормозов. Поэтому внутри меня что-то нарастало круто и настойчиво, но на поверхности моей души я слышал только приглушенный скрип, да нагревались клапаны сердца. В голове кто-то скомандовал "смирно", и чувства, мысли и даже мыслишки поспешили выпрямить пошатнувшиеся ряды. Тот же "кто-то" сурово приказал: - "Отставить Ховраха! Спешно нужно выяснить, почему отряд Вани Зайченко не вышел на работу и почему Ваня не завтракал?" И поэтому и по другим причинам я сказал Ховраху: - Убирайся от меня к чёртовой матери!.. Г...о! Ховрах очень был поражён моим обращением и быстро ушёл. Я поспешил к спальне Зайченко…»
И Ховрах постепенно тоже становится достойным человеком.
Все эпизоды взяты из «Педагогической поэмы». В других произведениях за Антоном Семёновичем ни рукоприкладства, ни бранных слов вроде бы не встречается. И здесь, заметьте, все получившие по заслугам воспитанники были на тот момент отъявленными хулиганами, наглыми, физически крепкими, опасными.
Из «Книги для родителей»:
«...Если вы бьёте вашего ребёнка, для него это во всяком случае трагедия: или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения. Но трагедия эта - для ребёнка. А вы сами - взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребёнка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребёнка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детёнышей...»
Отправлено: 27.12.22 11:53. Заголовок: К своему стыду не чи..
К своему стыду не читала Макаренко. К еще большему стыду не читала ни одного из выдающихся советчиков по воспитанию детей. Мне кажется, для того, чтобы понимать, что дети - не собаки и в дрессировке не нуждаются, не надо быть великим педагогом и психологом. Хотя, разные статьи относительно возрастных изменений почитывала, все ждала, когда же наступит у сына кризис 3-х, 7-ми, 11-ти лет, когда начнутся пубертатные закидоны, которыми мне грозили подружки, родственники и прочие опытные родители. Так и говорили :"Погоди, вот будет ему... лет, он тебе устроит" Ничего не дождалась)) Вроде нормальный парень вырос, не хам и не дурак, в институт сам поступил, спортсмен. Добрый, ласковый. В общем, думаю, все получилось у нас и без рукоприкладства))
К своему стыду не читала Макаренко. К еще большему стыду не читала ни одного из выдающихся советчиков по воспитанию детей.
Не стыдитесь, я тоже не читал. Да и воспитателем детей его, откровенно говоря, не назвать. Скорее, прогрессивным надзирателем, а это так себе пример, чтобы по подобным лекалам действовать с детьми, тем паче, со своими. Кстати, примечательно, что все эти воспитатели, которые, "не щадя живота своего", всю жизнь положили на педагогику в отношении чужих детей, как правило, своих то и не воспитывали. У Макаренко своих, насколько я помню, и не было (очевидно занят очень был), мадам Монтессори собственного маленького сына спихнула родственникам и усвистала в новаторскую педагогику, а со знаменитым доктором Споком выросшие дети и общаться не хотели, по причине полного его к ним равнодушия в детстве. Оно часто так - пока занят тем, что все человечество осчастливливаешь, если можно так выразиться, собственная семья несчастна.
Отправлено: 27.12.22 22:31. Заголовок: Alba пишет: Очень м..
Alba пишет:
цитата:
Очень многие люди, мочкой уха слышавшие о педагоге Антоне Семёновиче Макаренко, считают, что для положительного педагогического эффекта хорошо годится битьё.
А вроде бы наоборот, если упоминается Макаренко, то значит волшебный педагог, находящий подход к любому, и уж битье совершенно ни при чем.
Отправлено: 27.12.22 22:44. Заголовок: Сталкер пишет: Оно ..
Сталкер пишет:
цитата:
Оно часто так - пока занят тем, что все человечество осчастливливаешь, если можно так выразиться, собственная семья несчастна.
Мыслитель и педагог Жан-Жак Руссо своих пятерых детей в грудничковом возрасте распихал по воспитательным домам. Причину описал как невозможность воспитать их приличными людьми и предпочтение, чтобы они стали ремесленниками или крестьянами.
К слову (узнал на обзорке по Смоленску), что Киров Сергей Миронович, в честь которого в советские годы в нашем городе (Ленинграде еще) были названы и переименованы многие объекты, женившись во второй раз, на настоянию жены, отдал свою дочь от первого брака в детский дом.
Отправлено: 28.12.22 05:40. Заголовок: гость пишет: А врод..
гость пишет:
цитата:
А вроде бы наоборот, если упоминается Макаренко, то значит волшебный педагог, находящий подход к любому, и уж битье совершенно ни при чем.
не всегда матушка частенько говорила что-то типа "мне тебя воспитывать по Макаренко некогда" показывая рукой на "Педагогическую поэму" которая у нас была и стояла на самой верхней полке, рядом с трёхтомником Маркса и Энгельса
матушка частенько говорила что-то типа "мне тебя воспитывать по Макаренко некогда"
Это она говорила, когда было некогда выпороть или наоборот, когда надо было выпороть срочно? ) Во втором случае как раз подтверждается, что ""по Макаренко"" детей не бьют, а разводят всякие лишние политесы.
Странная логика раньше была: читайте Макаренко и научитесь правильно воспитывать детей, Маркса и Энгельса все учили в институтах, но великими экономистами, способными правильно управлять государством, выпускники не становились так что толку с таких универсальных учителей как с козла молока Альбина пишет:
Отправлено: 02.01.23 02:46. Заголовок: Макаренко был очень ..
Макаренко был очень тонким психологом, поэтому и педагог из него вышел хороший. Он чувствовал, когда, что и кому можно сказать (или сделать), а когда нет. Шаблонов в воспитании не существует. Я читала его "Педагогическую поэму". Он молодец, но я не считаю, что есть какой-то особый "метод Макаренко". Он каждого чувствовал насквозь, отсюда и умение найти подход, в этом его успех, а не в каком-то якобы методе.
Отправлено: 05.01.23 19:24. Заголовок: Габозов пишет: А вы..
Габозов пишет:
цитата:
А вы, адепты ременного воспитания, почаще выписывайте вашим милым домашним детишка пиждюлей, и они отблагодарят вас, обеспечив спокойной и достойной старостью.
Бохмой! Г-н Габозов, мы понимаем, что вы белый и пушистый, а мы просто бяки какие-то. Только, будь Вы слегонца менее высокомерным и поверхностным, заметили бы, что 100% здесь находящихся против ТН в отношении детей. И формат форума другой немного.
не всегда матушка частенько говорила что-то типа "мне тебя воспитывать по Макаренко некогда" показывая рукой на "Педагогическую поэму" которая у нас была и стояла на самой верхней полке, рядом с трёхтомником Маркса и Энгельса
Никак не пойму: вы за мамину модель воспитания или по макаренковской методе?
Отправлено: 06.01.23 09:43. Заголовок: С.Ф. пишет: Никак н..
С.Ф. пишет:
цитата:
Никак не пойму: вы за мамину модель воспитания или по макаренковской методе?
мы за либерализм с сильной традиционной семьёй когда в каждой семье всё решается индивидуально. в идеале, когда ребёнок тоже имеет право голоса. например: я своё дитё не порол, жене не давал, и другим пороть своих детей не советую. но... если кто-то у себя в семье(!) принял решение, что будет по-другому - отнесусь к этому без осуждения. относительно своей следующей реинкарнации, для себя я бы выбрал ремень во-первых это часть детства, во-вторых, если никто не будет пороть - не будет таких ярких воспоминаний, прекрасных рассказов, которые мы здесь читаем, да и форума этого( а их несколько ) не будет. потеряется, часть горизонтальных связей между людьми, что обеднит существующую реальность. а это уже не по божески...
во-вторых, если никто не будет пороть - не будет таких ярких воспоминаний, прекрасных рассказов, которые мы здесь читаем, да и форума этого( а их несколько ) не будет. потеряется, часть горизонтальных связей между людьми, что обеднит существующую реальность. а это уже не по божески...
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет