On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Этот Форум для тех, кто пострадал в детстве и страдает сейчас от насилия - воспитание и наказание поркой, психологический прессинг, семейная жестокость. Каковы последствия всего этого? Как пережить и отпустить?

АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 623
Зарегистрирован: 28.07.22
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.23 08:19. Заголовок: Социолог и психолог — о взрослых детях, которые живут с родителями


«Болезненная неуверенность в своих силах». Социолог и психолог — о взрослых детях, которые живут с родителями

Есть мнение, что сегодня дети не торопятся начинать самостоятельную взрослую жизнь и продолжают «сидеть на шее» у родителей. Так ли это на самом деле и что мешает сепарации? Обсудили эти вопросы с социологом, профессором СЗИУ РАНХиГС Альбиной Бесчасной и психологом Екатериной Огарёвой.

Взгляд социолога: «Для многих родителей ребенок — дело всей жизни»

— Есть статистика: в Европе растет число молодых людей, живущих с родителями. В России такая же тенденция?

Альбина Бесчасная: Да, действительно, по мнению ряда обозревателей, в Европе усиливается тенденция пролонгированного проживания молодых людей с родителями, своего рода возврат в родительское гнездо. В качестве объяснения этому явлению выдвигаются в основном экономические факторы: дороговизна жизни на фоне необходимости погашать образовательный кредит, дороговизна арендного жилья или ипотеки. И это хорошо, если молодой человек, получивший образование, сумел трудоустроиться и подобные затраты покрывает самостоятельно.
В России подобная тенденция (или, правильнее сказать, такое положение дел) считается почти нормой. Ряд российских ресурсов указывают такие данные: от 30 до 60% молодых людей проживают совместно с родителями. Причем большая часть таких «неоперившихся птенцов» живет в малых населенных пунктах, где низкие показатели экономического благополучия населения, низкие темпы строительства, следовательно, ограниченные возможности отселить ребенка в отдельное ипотечное жилье и сильные традиционные устои городских сообществ. Но, кстати, именно молодые выходцы из малых, периферийных городов, которые покинули их с целью приобретения бóльших перспектив и свобод, представляют собой пример для столичной рафинированной молодежи по строительству самостоятельной жизни вдали от родителей.

— Как ко всему этому относятся европейцы?

— В Европе в некоторых странах уже встречается введение экономических мер по стимулированию сепарации молодежи от родителей. Например, в Испании молодым людям ежемесячно выделяется фиксированная денежная помощь, которую можно использовать для оплаты аренды жилья.
Почему европейцы обеспокоены тем, что их повзрослевшие дети не покидают родителей в привычное для них время — 18–20 лет? Во-первых, в европейской культуре оберегается не только право на частную собственность, но и право на частную жизнь. Это право есть у человека в молодости, и также оно есть у человека в зрелом и преклонном возрасте. Совместное проживание на одной территории взрослых людей, которые являются дееспособными и совершеннолетними, так или иначе актуализирует личные границы друг друга, нарушение которых очень болезненно переживается как молодыми, так и пожилыми. Для индивидуализма западной культуры неприемлемо «поставить крест на себе» в ущерб собственной зоне комфорта.
Заинтересованность же государства в автономии взрослых детей заключается в том, что подобные условия способствуют социальному и экономическому взрослению как в бытовых, так и в глобальных вопросах: как заработать, как потратить, где и каким образом «подложить соломки» в случае болезни или старости? Как те или иные программы, меры, принимаемые политиками, затронут меня и моих родных? Насущная необходимость задуматься над подобными вопросами — верное лекарство от беззаботной и инфантильной жизни, от привычки перекладывать груз ответственности на родительские плечи, а в их лице — на плечи государства.

— А почему похожая ситуация с сепарацией складывается в России?

— У нас в России всегда была сильна ориентация на традиционный уклад жизни, и сегодня она получает еще большее подкрепление на государственно-политическом уровне. Для многих российских родителей ребенок — «дело всей моей жизни». В это «дело» вливается множество ресурсов: материальных, временных, эмоциональных, жертвуются личные интересы и отношения. Следовательно, родители ждут обратной отдачи от этих инвестиций. Поэтому зачастую родители сами заинтересованы в бдительном контроле за событиями, происходящими в жизни маленького или большого ребенка, участии в них и рассчитывают на взаимность со стороны повзрослевших детей.
Как все это можно обеспечить с максимальной эффективностью? Конечно, совместно проживая. А в условиях рисков и неопределенностей, которыми богата современная жизнь, совместное проживание взрослых детей и еще более взрослых родителей многим представляется как островок стабильности и безопасности, по которым ностальгируют старшие поколения.

— Такое положение дел — это плохо или хорошо?

— Если вы имеете в виду ситуацию с длительным совместным проживанием родителей и взрослых (совершеннолетних) детей, то однозначных оценок дать нельзя, так как они зависят от текущего момента конкретной ситуации. Может показаться, что плюсов в отсутствии сепарации взрослых детей от родителей мало, но они есть.
Так, например, совместная жизнь с родителями помогает максимально обеспечить преемственность поколений, оперативно оказать друг другу помощь, помощь родителей незаменима в заботе о внуках (особенно в случае их болезни) и так далее. Ведь страшен не сам факт совместной жизни старшего и молодого, но возмужалого поколения. Неприятность заключается в том, что представители этих поколений должны суметь сохранить и уважить автономность каждого, обоюдно соблюдая права и обязанности, возникающие на одной территории. Для обеих сторон это возможность пересмотра своего социального статуса и социальной роли, то есть своеобразная перепрошивка, подстраивание под изменившиеся условия жизни.
Если рассматривать проблему в масштабах российского общества, то в России молодежь, которая по воле случая или по своей воле сепарировалась от родителей, по своим качественным характеристикам компенсирует свою малочисленность. Положительный опыт достижения самостоятельности и построения планов в расчете на себя экстраполируется на формирование активной и ответственной позиции в целом.

— Может ли тот факт, что дети позже съезжают от родителей, негативно сказаться на институте семьи, повлечь за собой какие-то проблемы?

— Не думаю. Семья как социальная конструкция более стойкая и востребованная в обществе. Она выстоит и укрепится. Чем турбулентнее состояние общества, тем большая потребность в семье как в «крепости» у людей. И совсем не обязательно, чтобы крепость была из кирпичей. Семья — это отношения между супругами, между родителями и детьми, между сиблингами. Семья может включать в себя либо все три плоскости отношений, либо только одну. Семью сохраняет выполнение ею, то есть ее членами, тех функций, которые на нее они же и возлагают. Это экономическое обеспечение или помощь, социализация и преемственность культуры, эмоциональная и психологическая поддержка, совместные планы и досуг, это взаимная забота и отсутствие безразличия. Если у членов семьи — как совместно, так и раздельно проживающих — есть желание и потребность все это обеспечивать, то никакие расстояния ощущение принадлежности к семье не разрушат.

— Есть ли связь между тем, что люди стали позже съезжать от родителей, с тем, что и родителями они не спешат становиться? Условно если в 1990-е рожали в 20 лет, то сейчас это происходит ближе к 30.

— Безусловно, связь есть. Как минимум это нежелание иметь детей. Как максимум это страх нести ответственность за себя и тем более за вторую половину и ребенка. Ведь семья — это сплошные обязанности, это ежедневная работа. Кроме того, есть еще такой деликатный момент в семье, как супружеские отношения, которые в стесненных условиях жизни многопоколенной семьи будет тяжело поддерживать в радость друг другу. Поэтому мы часто слышим мнение молодых, что «сначала надо встать на ноги, приобрести все необходимое (образование, жилье, карьеру), а потом уж настанет очередь создания семьи». Следовательно, происходит отложенное создание семьи и рождение детей. А возможно, укореняется и привычка одинокого образа жизни.

— Социологи следят за этой ситуацией?

— Так как приобретение самостоятельности ребенком — это так или иначе кризис детско-родительских отношений, переход их на новый уровень, то зачастую вопросы сепарации взрослых детей от родителей рассматриваются в контексте конфликта поколений, а уже эта проблема — одна из центральных в социологии молодежи.
Среди социологов, изучающих в настоящее время молодежную проблематику, можно порекомендовать Юлию Зубок, которая рассматривает взросление молодежи в условиях неопределенности, Вадима Радаева, который на стыке экономики и социологии проводит анализ социального и экономического поведения современного молодого поколения, и, конечно же, надо назвать исследования Института социологии РАН, который с помощью своих коллег в регионах изучает проблемы молодежи. Также подобные исследования проводят НИУ ВШЭ, ВЦИОМ, агентства «НАФИ», «Дом.рф».

Взгляд психолога: «Один лишь факт переезда — это еще не сепарация»

— Существует ли какой-то конкретный возраст, когда ребенку пора уезжать от родителей? И как понять, что он готов к этому?

Екатерина Огарёва: Если суммировать все характеристики «сепарированного» человека, даваемые разными учеными, то получится следующий психологический портрет:
он осознает себя как уникальную неповторимую личность и доверяет самому себе, своим желаниям и чувствам, ему не требуется постоянное одобрение окружающих;
он умеет брать на себя ответственность, совершать самостоятельные, личностно значимые «авторские поступки»;
в отношениях он чувствует себя безопасно, осмысляя их, может увеличивать и уменьшать дистанцию с разными людьми, имеет возможность выбирать между глубокой близостью и полной независимостью и при этом не переживать зашкаливающую тревогу;
он способен делиться и сотрудничать, без зависти реагировать на авторитет других, здоровым образом выражать свои чувства, говорить «нет» и адекватно реагировать на ситуации, где его потребность не может быть удовлетворена.
Большинство исследователей называют возраст от 17 до 22 лет как нормативный возраст ухода из родительского дома. В этот период юноша (девушка) стремится доказать себе и другим, что он уже достаточно взрослый, чтобы жить самостоятельно и выбирать собственный путь развития. Многие могут уезжать в это время в другой город учиться или работать, естественным образом покидая родительский дом.
Но главным образом «уход из дома» совершается в сознании взрослеющего человека. Переезд предполагает прежде всего психологическую сепарацию от родителей. Здесь важно подчеркнуть: резкий и интенсивный эмоциональный разрыв, без опоры на предыдущие, благополучно пройденные стадии сепарации чреват глубокими и травматичными переживаниями, нервными срывами, различного рода дезадаптациями. Одним фактом переезда благополучная сепарация не свершится.

— Как сепарация влияет на отношения ребенка и родителей?

— Важно понимать: отношения между родителями и детьми при сепарации не прекращаются, а трансформируются в качественно другие — доверительные, уважительные, допускающие возможность расхождения во взглядах, интересах, ценностях. Они становятся более «равными», когда общение преимущественно строится из позиций «взрослый — взрослый», а не «родитель — дитя», как раньше.
При этом сепарация не происходит одномоментно. Она совершается постепенно, проходя разные возрастные этапы и предполагая чередование периодов высокой и низкой сепарационной активности. Так, все мы знаем про кризис одного года, трех лет, подростковый кризис, кризис перехода к ранней взрослости. В эти периоды становящаяся личность находится в состоянии конфликта, разрешая для себя сепарационное противоречие (сближение — отдаление, движение «к родителю» или «от него»).
На каждом этапе задача может быть решена с разной долей успеха, что во многом зависит и от родителей. Так, если в возрасте 2–3 лет родители не поддерживали активность и самостоятельность ребенка, демонстрировали гиперопеку, в ответ на его инициативу внушали чувство страха и формировали образ угрожающего мира («Куда ты лезешь? Упадешь — лоб расшибешь!», «Не надо играть с этими детьми!», «Зачем ты взял стакан? Разобьешь — порежешься!»), это почти наверняка сформирует в ребенке чувство болезненной неуверенности в своих силах и возможностях, заставит в дальнейшем сомневаться в своих поступках и постоянно искать одобрения и поддержки других.
Существует и так называемый дисфункционально-независимый тип сепарации — когда превалирует обособленность и возможен вариант полного разрыва.

— При этом есть и дисфункционально-зависимый тип сепарации?

— Да. При дисфункционально-зависимом типе сепарации формируются сверхблизкие, эмоционально-зависимые отношения с родителями, которые проявляются в страхе перед «отдельным» будущим и нежеланием жить самостоятельно, отсутствием веры в себя и свои силы, при этом оценкам и мнениям родителей придается исключительное значение. Случается и так, что родители сами отнюдь не торопятся «расставаться» с детьми и удерживают их в симбиотических, выгодных для себя отношениях. Например, это может быть в семьях, где ребенок становится «смыслом» существования всей системы, своеобразной вершиной «семейного треугольника» (забота, контроль, общение по поводу и через ребенка — это все, что объединяет супругов). Уход ребенка сделает отношения родителей бессмысленными и в конечном счете невозможными. Любые попытки «отделиться» будут восприниматься как угроза и вызывать у родителей недоумение, обиду, обвинения в неблагодарности и прочее.
Главный минус таких «заботливых» отношений будет в отсутствии реальных возможностей для взрослеющей личности получить опыт самостоятельной жизни и прохождения «практики» взросления, а без нее не укрепляется и вера в собственные возможности.
В атмосфере комфорта и гиперзаботы сепарационный импульс просто не сформируется
В некоторых случаях отсутствие жизненной компетентности и реального желания «отделяться» оправдывают необходимостью продолжения обучения (когда сохраняется вынужденная экономическая зависимость от родителей). После школы молодой человек поступает в вуз, потом в магистратуру, аспирантуру или осваивает новые специальности. Вечный студент остается при этом с родителями, не имея стабильных источников дохода, не заводит свою семью и, в принципе, не сепарируется.
Американский психоаналитик Питер Блос подчеркивал, что без «отделения» и «отказа» от родителей как главных объектов любви, без развенчания идеала и более трезвого взгляда на родительские фигуры невозможны полноценные поиск и обретение новых «объектов любви», партнеров уже вне родительской семьи.
Встречается и еще более жесткий вариант — потребительски-доминантная позиция родителей, когда их комментарии однозначно унизительны и негативны, когда они транслируют неверие в успешность любых начинаний и попыток самостоятельной жизни взрослеющего человека. В результате этот человек теряет веру в себя — или, напротив, делает резкий рывок в сторону полного разрыва и полного прекращения разрушающих отношений.

— Что вы можете сказать про особенности сепарации в России?

— Есть мнение, что сложности сепарации в нашей стране связаны с этнокультурными особенностями, исторически сложившимся общинным образом жизни русского народа, пронизанным коллективными формами взаимодействия (несмотря на «агрессивное нашествие западных ценностей», в подсознании старшего поколения крепок дух коллективизма с присущей ориентацией на «авторитет», «уважение старших», «дисциплину» и «долг»).
Многие иностранные авторы, исследующие русскую ментальность, отмечают и такие черты национального характера, как «терпеливость», «смиренность», «жертвенность», которые вкупе с «общинной ментальностью» порождают тенденцию удерживаться в «недосепарированном» состоянии в коллективном «нашем» пространстве, где, «я» заменено «мы». А «отделение» не поощряется, рассматривается как небезопасное или даже осуждается. В свою очередь и у взрослых детей часто заметна установка на получение родительской помощи в воспитании собственных детей, решении экономических и бытовых вопросов.

— Как родителям и взрослому ребенку подготовиться к раздельной жизни? И сделать это наименее травматично?

— Не стоит ожидать немедленных рациональных и твердых шагов по «правильному», взрослому пути. Трудность этого переходного периода заключается в неопределенности и противоречивости: с одной стороны, юноша (девушка) формально становится отдельно живущим, самостоятельным человеком, с другой — все еще нуждается в подстраховке, эмоциональной поддержке и помощи родителей и порой продолжает находиться от них в экономической и/или психологической зависимости.
Переезд может и не случиться сразу. Но опыт первой неудачи — это тоже значимый опыт взросления. Важен не сам факт отчисления из института / потери работы / вынужденного возвращения в родительский дом (что само по себе воспринимается болезненно), а то, как человек с этим испытанием справляется: какие делает выводы, как меняет или укрепляет свои ценности и цели, как опирается на ресурс поддержки близких. И как в итоге движется дальше к своей осознанной, взрослой жизни.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 23 , стр: 1 2 All [только новые]







Сообщение: 625
Зарегистрирован: 11.03.22
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.23 20:08. Заголовок: Гость пишет: выигр..


Гость пишет:

 цитата:
выигрывает тот соискатель, у кого больше подвязок в мэрии и за кого замолвят словечко.



В маленьких городках хорошие должности вообще по наследству передаются))

Как жить, баб Шур? © Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 626
Зарегистрирован: 11.03.22
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.23 20:17. Заголовок: https://i.postimg.cc..




Как жить, баб Шур? © Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 798
Зарегистрирован: 11.01.22
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.23 17:13. Заголовок: Акация пишет: Есть..


Акация пишет:

 цитата:

Есть мнение, что сегодня дети не торопятся начинать самостоятельную взрослую жизнь и продолжают «сидеть на шее» у родителей.



Очень путанное представление о самостоятельности. Можно съехать на другую квартиру и жить за счет родителей (очень распространенный вариант, кстати)), а можно наоборот - жить с родителями и львиную долю расходов взять на себя.
Да и не каждый хочет бросать одинокого родителя в пустой квартире. Нужно еще и у матери - отца спросить, хотят ли они этой "независимости".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 23 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет