On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Этот Форум для тех, кто пострадал в детстве и страдает сейчас от насилия - воспитание и наказание поркой, психологический прессинг, семейная жестокость. Каковы последствия всего этого? Как пережить и отпустить?

АвторСообщение



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 04.12.22
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.22 21:34. Заголовок: Сто тридцать дней несбывшейся мечты


Автор Стэн Марш

Глеб обвёл глазами комнату, вздохнул с сожалением.
-Ну, вот, кажется, и все, - подбросив и поймав в воздухе связку ключей, аккуратно положил их на журнальный столик, перекинул через плечо спортивную сумку и уже собрался, было, выйти из квартиры, но что-то, будто легко сжав его руку, остановило в прихожей. Он обернулся, вглядываясь в сумрак комнаты, где у окна, едва освещенного тусклым светом уличного фонаря, стояла Таня. Глеб не видел её лица, но по напряженным до остроты плечам понимал, что, обхватив себя руками, она изо всех сил сдерживается, чтобы не заплакать, хотя от силуэта и веяло пронизывающим холодом. На мгновение Глеб засомневался, захотелось подойти к ней, как когда-то укрыть в объятьях, согреть, отведя волосы, поцеловать в плечо, в шею, вдыхая тонкий лавандовый аромат её кожи, но слишком высоки были выстроенные в последние месяцы барьеры: недоверие, взаимные упрёки, обиды, ссоры и, как итог, осознание, что отношения уже не спасти. Мужчина поднял руку в приветственном жесте, мысленно попрощавшись с теперь уже бывшей женой, и вышел из квартиры.
Такси стояло у подъезда, и через полчаса Глеб провожал глазами медленно проплывающие за окном плацкартного вагона пейзажи. За прошедшие пятнадцать лет город стал ему родным, и сейчас он жадно вглядывался в силуэты домов и ломанные линии едва освещённых улиц, в дымящие трубы заводов и чахлые перелески окраины, словно пытаясь впитать их в себя, чтобы потом, завернув в вощённую бумагу воспоминаний, аккуратно сложить где-то в дальнем углу памяти.

Родной посёлок встретил Глеба тишиной туманного утра. Отказавшись от услуг назойливых таксистов, он не спеша шёл знакомым маршрутом к дому, где провёл детство и где не был вот уже без малого десять лет, с тех самых пор, как не стало матери. Путь от железнодорожного вокзала до улицы Клёнов, где когда-то жила семья Глеба, занимал примерно полчаса, но мужчина медлил, словно оттягивая момент прощания с прежней жизнью, явно пасуя перед окончательным возвращением в прошлое - иначе расценивать свой переезд он не мог.

Подойдя к калитке, Глеб остановился, и вместе с ним как-будто замерло время. Он молча рассматривал добротный кирпичный дом, тихонько поскрипывающий флюгер-парусник на крыше, вглядывался в окна и прислушивался к себе, пытаясь уловить свои чувства, но не было ни волнения, ни трепета, ни щемящей грусти. Досада и разочарование - единственное, что занимало сейчас его мысли.
Глеб порылся в боковом кармане сумки, достал ключи, не без труда отпер застоявшийся замок и вошёл внутрь.
Дом без хозяйки осиротел: пожелтели занавески на окнах, выцвели пёстрая скатерть и покрывала, остановились где-то за двенадцать минут до шести старые ходики на стене. Глеб открыл дверцу, потянул гирьки, запуская тяжёлый часовой ход; стряхнув ладонью пыль со стула, присел, раздумывая над тем, с чего начать свою новую жизнь.

Глеб убрал в ящик комода расставленные по комнате фотографии: старые семейные снимки, его портреты разных лет, потускневшую карточку совсем ещё молодой матери. Он весь день провёл за бытовыми мелочами: проверял краны на кухне и в ванной, смазывал заскрипевшие от времени дверные петли, разбирал и раскладывал вещи, но то и дело как будто невзначай ловил на себе укоризненный взгляд вроде бы беззаботно улыбающейся женщины, и от этого становилось не по себе. В последние годы отношения с матерью не ладились: она ждала внуков и в редких телефонных разговорах сетовала сыну на то, что они с Таней слишком увлечены работой, карьерой, зациклены на деньгах, дорогих вещах и заграничных поездках, а в жизни главное совсем не это. Глеб нервничал, срывался на крик, говорил, чтоб она не лезла, что это не её дело, он сам решит, как ему жить, бросал трубку; потом, коря себя за несдержанность, перезванивал, извинялся, обещал не пропадать, звонить и приезжать чаще. Разве мог он тогда подумать, что ему придётся вернуться в родительский дом и в свои почти сорок начинать жизнь с нуля? Глеба захлестнула досада и раздражение. Он решил оставить недоделанное и пройтись, чтоб немного успокоиться и собраться с мыслями.

Маленький курортный посёлок к вечеру оживал по-особенному: измученный дневным зноем и жаждой, с наступлением сумерек он словно просыпался от тяжелого сна, зажигался ярким светом уличных фонарей и огнями аттракционов Луна-парка; наполнялся ароматами еды, от самой простой до изысканной, изобилие которой предлагали ресторанчики и кафе, гостеприимно распахивающие свои двери перед отдыхающими; превращал набережную в сцену для настоящей красочной феерии, заполняя округу мелодиями и голосами, песнями, смехом, звуками танцев и восторженными криками разгулявшейся детворы.

Глеб спустился к морю. Сюда долетали лишь отголоски веселья, и он с удовольствием слушал мягкий шорох волн, которые, отступая, увлекали за собой россыпь щербатых ракушек. Но звук не успокаивал, а только усиливал досаду, с которой мужчина не мог справиться с того самого момента, как принял решение о переезде. Постояв немного у кромки воды, Глеб снова поднялся на вымощенную серо-голубым камнем набережную, пошёл, не спеша, время от времени останавливаясь около торговых палаток или на несколько минут задерживаясь около очередного артиста. Его внимание привлекла шумная толпа чуть поодаль: зрители аплодировали и одобрительно свистели. Глеб подошёл поближе, но за несколькими рядами людей ничего не мог разглядеть.
-Что там? - спросил он пожилую пару с внуком, рядом с которой остановился.
-Огненное шоу! - с придыханием протянул мальчик, переведя на Глеба восхищенный взгляд. Тон его показался мужчине заговорщическим, и он улыбнулся, проговорив в той же манере:
-Ничего себе! А что же ты видишь за всей этой толпой?
-А там уже всё закончилось, а так я впереди стоял. Очень круто!
-Вы впервые здесь? - к разговору присоединилась женщина. - Он тут каждый вечер, вроде бы около восьми начало. Пойдемте? - она переключилась на своих.
-Можно и так сказать, - с опозданием невпопад ответил Глеб.
Зрители постепенно расходились, и он увидел невысокого худенького парнишку лет четырнадцати, собирающего реквизит. Наблюдая за его ловкими движениями подумал, что надо бы завтра прийти пораньше и посмотреть шоу.
Шум пляжной дискотеки проводил Глеба почти до самого дома. Там же, на набережной, он купил домашнего вина у местных и по дороге выпил его почти залпом. День получился длинным и каким-то пустым. Глеб как был, в одежде, лёг на не разобранный диван и сразу заснул.

Домашние дела и не самые светлые мысли затянули Глеба в воронку безвременья. Свободного времени теперь было хоть отбавляй, и пытаясь заполнить образовавшуюся пустоту, Глеб всё чаще заканчивал вечер с бутылкой вина, засиживаясь почти до рассвета и ложась под утро, чтобы большую часть завтра просто проспать. Он решил дать себе внеочередной отпуск до осени или до конца сентября, практически потеряв счёт однообразным дням.
В следующий раз на набережную он попал только через две недели, напрочь забыв и про мальчишку и про фаер-шоу, которое собирался посмотреть.
Зрителей толпилось также много, но Глеб аккуратно протиснулся и встал в первый ряд. Он видел выступления подобных театров и раньше, и были они куда динамичней и зрелищней, но то, как ловко мальчишка жонглировал огненными пои, как изящно выгибалось его отливающее бронзой тело, когда он поднимался на цыпочки босых ног, как напрягались жилистые руки, когда проделывал трюки с вращением огненных вееров, сосредоточенно меняя хват, его игривая полуулыбка - полуусмешка и смотрящие куда-то вдаль, сквозь толпу, глаза, заворожили Глеба, и он простоял, почти не дыша, всё представление, словно боясь спугнуть волшебство происходящего.
Закончив номер, мальчишка поклонился и послал зрителям воздушный поцелуй; аплодируя, народ расходился. Глеб отошел к стоящей неподалёку скамейке, присел и наблюдал за парнем. От поредевшей толпы отделился грузный мужчина и, дождавшись, когда шумная набережная заживёт своей жизнью, направился к собиравшему реквизит артисту. Тот выпрямился, настороженно глядя на явно не желанного гостя. О чем они говорили, Глеб не слышал; мужчина активно жестикулировал, мальчишка упрямо качал головой, потом что-то достал из кармана и протянул в сжатом кулаке. Глеб догадался, что он отдает деньги, которые заработал за выступление; пока раздумывал, вмешиваться или нет, мужчина пнул парня в плечо, потом под ребро, и когда тот согнулся, прижав руку к животу, как-то неуклюже ткнул основанием ладони в лицо. Мальчишка, не разгибаясь, достал ещё несколько купюр, видимо остатки.
-Эй! Ты что делаешь? - Глеб подбежал, резким движением оттолкнул толстяка; от неожиданности тот пошатнулся, едва устояв на ногах, развернулся к Глебу, вытращил на него мутные глаза.
-Ты чё, мужик? Куда лезешь?!
Глеба обдало перегаром; глядя в мятое покрасневшее лицо, он стиснул зубы и сжал кулаки.
-Верни, что забрал у него, - Глеб кивнул на мальчишку, - и вали отсюда по-хорошему, - зло процедил он.
-Да ты кто такой вообще?! Развелось добреньких. За своими смотри!
Мужчина не ждал ответа и возвращать явно ничего не собирался.
-Приди мне домой только, сопляк! - бросил он мальчишке и ушёл.

Глеб достал из кармана платок, протянул парню:
-На вот, возьми. Это кто? Отец?
Тот едва заметно качнул головой.
-Дядька.
-А родители? Ты местный? Или в гостях здесь?
Мальчишка вскинулся, прижимая платок к разбитому носу, в глазах читалась неприязнь:
-Да чего вы, правда, прицепились? Вам-то какое дело?!
-Да никакое, так, помочь хотел, - Глеб рассеяно пожал плечами, достал из кармана пятисотрублёвку, протянул мальчишке, - возьми вот. Не дождавшись, пока тот возьмёт деньги, засунул их ему в карман шорт.

Глебу стало как-то не по себе от произошедшего; он спустился к морю и долго сидел на пирсе, время от времени кидая в воду подобранные на пляже ракушки. Пластиковая литрушка вина, прихваченная по пути, была опустошена на две трети; к ночи стало ветрено, и лёгкая футболка продувалась насквозь. Надо бы пойти домой, но мальчишка никак не шёл у него из головы: какая-то внутренняя сила заставила Глеба подняться и ещё раз пройтись по набережной. Долго искать не пришлось: парень, вертя в руках бумажный стаканчик с красочной надписью «Возьми в дорогу», сидел на приступках одной из странных скульптур авторства какого-то неизвестного модерниста, множество которых щедро украшало городской пейзаж. Глеб опустился рядом.
-Чего домой не идёшь?
Парень хмыкнул, но промолчал.
-Есть хочешь? - Глеб покрутился по сторонам, ища глазами открытую чебуречную или киоск с хот-догами, с досадой вспомнив, что денег на полноценный ужин в кафе не наберёт, и неожиданно сам для себя предложил, - пойдём ко мне? Покормлю тебя.
Мальчишка повернулся, и Глеба покоробил его насмешливый взгляд.
-А вы из этих что ли? - он быстро изобразил руками фигуру, значение которой Глеб не понял.
-Из каких «этих»? - недоумённо спросил мужчина.
Мальчишка хохотнул, запрокинув голову.
-Ну, из этих… по мальчикам.
Глеб отвернулся. Какого чёрта он вообще возится с этим малолеткой? Связался на свою голову!
Парень прервал его мысли:
-И это… вот… деньги свои заберите назад, - он протянул помятую пятисотрублевку.
-Почему? - мужчина удивился.
-Да просто не надо и всё.
-Считай, что я тебе её в шляпу бросил, - не поддавался Глеб.
Мальчишка упрямо качнул головой, аккуратно положил деньги Глебу на колено.
-Вот завтра, если хотите, приходите, посмотрите номер, тогда и бросите. А просто так не надо.
Глеб шумно выдохнул, нехотя взял пятисотрублевку, сунул в карман.
-Ладно, подожди меня здесь, я быстро.

Через несколько минут он вернулся с пакетом, из которого достал чебурек и протянул мальчишке. Тот несколько секунд помялся, но взял, буркнув «спасибо». Глеб достал ещё один и принялся с аппетитом есть.
-Тебя как зовут?
-Алекс, - вдохнув, чтобы охладить обжигающий рот чебурек, ответил мальчишка.
-Алекс? Необычно, - Глеб усмехнулся. - Это сокращение от Александр?
-От Алексей.
-Мм, понятно.
Глебу стало смешно. Парень явно старался выглядеть старше своих лет, и в какие-то моменты ему даже удавалось напускное равнодушие и отстраненность, но «Алекс» прозвучало совсем уж по-детски, несмотря на нарочито безразличный тон.
-А меня Глеб. Я вообще-то местный, живу недалеко. Улицу Клёнов знаешь? - он повернулся к Алексу. Тот молча кивнул.
-Я давно не был здесь, - продолжал Глеб, - почти десять лет. И никогда бы не подумал, что вернусь, и не просто в отпуск, а насовсем.
Глеб рассказывал о своём детстве; о том, как пацанами они на спор ныряли с заброшенного пирса - так могли только местные, приезжие боялись наткнуться на арматуру или пораниться о другой строительный хлам, затянутый сеткой и служащий волнорезом; как поднявшись ещё до рассвета, ловили блестящую розоватую барабульку, а потом сдавали её скупщикам рыбы почти за бесценок, чтобы на вырученные деньги купить молочное мороженое в бумажном стаканчике и душистую, стреляющую едкими пузырьками газировку; как после шторма собирали выброшенные на берег ракушки, стараясь среди водорослей и прочего мусора найти не поврежденные, без трещин и сколов; и как клялись на всю жизнь сохранить верность дружбе и береговому братству.
Алекс слушал молча, внимательно, время от времени улыбаясь и кивая головой, словно соглашался или подтверждал: да, бывает и такое.
Закончив рассказ, Глеб посмотрел на часы: стрелки приближались к часу ночи.
-Поздно уже, надо домой идти. Тебе в какую сторону? - он поднялся с приступка, собрал в пакет скомканные салфетки и бумажные стаканчики. Алекс опустил голову, ничего не ответил.
-Понятно, - произнёс мужчина на выдохе, - пошли.
Мальчишка замотал головой.
-Не надо, я здесь.
-Чего здесь? Хочешь, чтоб менты загребли? Пошли, не из этих я, - Глеб рассмеялся.
Алекс смотрел всё ещё недоверчиво, но всё-таки поплелся вслед за Глебом, негромко проговорив скорее себе, чем ему:
-Вообще-то, мне есть куда. Это только сегодня…
Мужчина сделал вид, что не услышал.

Утром Алекс, взъерошенный и немного смущённый, вышел на кухню, сонно потирая глаза и потягиваясь.
-Доброе утро, - улыбнулся он Глебу.
Тот в ответ кивнул на стул напротив себя.
-Чай будешь? Или кофе? - мужчина поставил перед ним тарелку с яичницей, подвинул ближе тосты и масло. - Если остыла, сунь в микроволновку.
Глеб наблюдал, как, явно смущаясь, с осторожностью Алекс положил на тост тонкий слой масла, а сверху сыр. Его тонкие загорелые руки с длинными пальцами, кое-где покрытые мелкими синяками и ожогами, едва заметно вздрагивали. Он откусил небольшой кусок бутерброда и аккуратно положил его на тарелку, бросил на мужчину беглый взгляд.
-Мы в прошлом году сюда приехали. Мать от отца ушла, там он завёл себе какую-то, - Алекс неприязненно скривился, - ну, и вот. А тут алкаш этот, брат её. Некуда больше.
Алекс говорил тихо, отрывисто, отводя глаза. Было понятно без слов, что ему стыдно, и Глеб, убедившись, что мальчишка больше ничего не хочет добавить, негромко спросил:
-А мать? Тоже пьёт?
-А? Мать? - Алекс выглядел немного рассеянным, - да нет, она не пьёт, она в городе работает.
-Приезжает?
Алекс усмехнулся.
-Ну, так, иногда. - Он немного помолчал, улыбнулся, - да вы не думайте, это я сам захотел здесь остаться, чего там, в городе, делать летом? А тут море!
-Море… - машинально повторил Глеб.
Он несколько секунд смотрел на Алекса, собираясь с мыслями. Решение пришло само собой, и Глеб нисколько не сомневался в его правильности.
-Если хочешь, оставайся. Места хватит.
Алекс нервно заёрзал на стуле.
-Да нет, не удобно.
Мужчина, обрадованный отсутствием категоричного отказа, поднялся, положил мальчишке руку на плечо:
-Удобно, не переживай. Я сейчас отъеду по делам, вернусь через пару часов, а ты пока располагайся. В холодильнике всё, что найдёшь, можешь брать.

О чём думал Алекс и как воспринял его предложение, Глеб не задумывался. Его вдруг обуяло чувство благородства, он представлял себя этаким наставником, добродетелем, благотворителем. Он с удовольствием наблюдал, как, смущаясь, Алекс примерял купленную им одежду, как, немного попривыкнув, с аппетитом уплетал приготовленную Глебом еду, как постепенно раскрепощался: улыбался, шутил, рассказывал эпизоды своей жизни, особенно преображаясь, когда разговор заходил о его желании стать профессиональным фаерщиком. Мальчишка словно весь вспыхивал изнутри, будто и сам был ярким огненным факелом: глаза расширялись и восхищенно горели, руки непроизвольно выписывали сложные кульбиты, имитируя хваты и приемы жонглирования, речь становилась быстрой, порой сбивчивой, эмоции выплёскивались через край, переводя повествование в набор восторженных восклицаний: «Супер! Это так… так круто! Балдёж!» В такие минуты Глеб отчётливо ощущал накрывающую его волну тепла и невыносимой жалости к мальчишке, желание во что бы то ни стало помочь ему хоть на немного приблизиться к мечте; он не смог бы ответить честно даже самому себе, кем стал для него Алекс - сыном, братом или чем-то большим, и хоть запретно-притягательным, но родным и очень дорогим; и он с трудом сдерживал порыв крепко обнять мальчишку, потрепать по волосам и обещать, что всё у него обязательно получится. Но Алекс, казалось, чувствовал эти мгновения и моментально замыкался в себе, отстранялся, а чаще уходил, давая Глебу понять, что есть границы, переходить которые не стоит.
Глеб относился к такой реакции снисходительно. Поначалу он в принципе был достаточно лоялен к мальчишке, давая ему практически полную свободу действий и установив лишь самые приблизительные рамки: личная гигиена, поддержание относительного порядка в комнате и дома не позднее 23:00, и кажется, Алекса тоже всё устраивало в этой взаимно-удобной игре, но чем больше Глеб вживался в роль воспитателя, тем сильнее разгоралось в нём желание подчинить себе мальчишку, аргументируя, а скорее вуалируя даже для самого себя это возрастом и жизненным опытом, и в одном из разговоров, призывая Алекса к порядку, будто бы невзначай сказал: «Иначе накажу». Алекса передернуло. Он криво усмехнулся, наградив Глеба презрительным взглядом карих глаз.
-Накажешь? И что сделаешь? Сладкого лишишь?
Глеб выдержал паузу, наслаждаясь замешательством мальчишки. Как бы Алекс ни старался накинуть на себя маску равнодушия, ему это не удавалось, и лёгкий румянец на щеках с лёгкостью выдавал его волнение.
-Ну, зачем же сладкого? Ешь, сколько хочешь.
Глеб наслаждался реакцией, с удовольствием впитывая мускус страха и противостояния Алекса. К тому моменту парень жил у него полтора месяца, и мужчина был уверен: никуда он не денется.
-Ты взрослый парень, и наказание будет соответствующим. Не провоцируй, правил не так уж и много.
Глеб произнёс эти слова примирительно. Да, он действительно считал, что раз содержит Алекса, то и вправе расчитывать на послушание и сговорчивость, но заметил, что после этого разговора мысли о возможности выпороть мальчишку всё чаще и чаще всплывали в его голове.

Случай не заставил себя ждать.
В один из дней Алекс, по своему обыкновению уходящий на набережную к семи вечера, не вернулся домой к одиннадцати. Не пришел он ни в двенадцать, ни в час. Глеб заволновался, долго сомневаясь, всё-таки решил пойти искать мальчишку. Поиски увенчали успехом достаточно быстро: Глеб, стараясь остаться незамеченным, наблюдал, как прижав спиной к фонарному столбу, Алекс целовал рыжую девчонку, запустив пальцы в копну вьющихся волос. Мужчина почувствовал, как тело обдало жаркой волной, на лбу выступила испарина, и перед глазами, как живое, появилось разъяренное лицо отца. И вот уже Глеб - долговязый четырнадцатилетний пацан, ловко ухвачен им за загривок; тот на виду у всей компании утаскивает его, не обращая внимания на попытки сопротивляться, а дома, спустив штаны и по обыкновению зажав между ног, хлещет сложенным вдвое ремнём, время от времени зло выплевывая: «Щенок! Распустился!» И Глеб почти не чувствует боли. Стыд перед друзьями, а главное перед приезжей городской девочкой Сашей, которой он в то лето отдал своё сердце, перекрывает все остальные чувства. Он плачет после, на следующий день, и сидит дома до самого её отъезда, ненавидя отца и мать за то, что как ни в чем не бывало говорит: «Сходил бы погулял, сынок»

Глеб вернулся домой и ждал Алекса, сидя на крыльце. Он ни о чем не думал, молча уставившись в темноту ночи. Мальчишка заявился около трёх. Наткнувшись на Глеба, явно стушевался.
-Я объясню, меня задержали, - начал, было он.
-Спать. Все разговоры завтра, - коротко отрезал мужчина. Он проводил Алекса до комнаты и запер дверь на ключ.

В ту ночь Глеб не спал. Воспоминания толпились в голове, толкаясь и вытесняя друг друга. Перед глазами стояло лицо матери с надетой на него болезненной гримасой, потом оно уступало место отцу, зажатому и немногословному, жестокому до звериного. Обрывки фраз, разговоров, окриков вихрем проносились в голове Глеба, и он со стоном зажмуривал глаза и стискивал зубы, проклиная свое бессилие.

К Алексу Глеб зашёл около десяти утра. Тот не спал; перевел на мужчину равнодушный взгляд.
-В туалет можно?
-Иди, конечно, - спокойно ответил Глеб.
Пока мальчишка отсутствовал, он приготовил ремень и теперь, намотав его на руку, машинально натирал пальцами пряжку.

-За что?
Глеб вздрогнул: погруженный в свои мысли, он не заметил, что Алекс вернулся и уже какое-то время наблюдал за ним.
-За нарушение правил, - коротко отрезал Глеб.
-С какой стати? Ты мне никто! - мальчишка не собирался сдаваться.
-Никто? - Глеб вскинул брови. - Да, ты прав, никто. Но ты живёшь в моём доме. Носишь шмотки, которые я купил. Ешь мою еду. Я никто тебе. Ты никто здесь. Я требовал соблюдения элементарных правил. Нет, не требовал - просил.
-Ты просил? - Алекс вскинулся. - А я тебя просил? Шмотки эти, бутербродики, чистая постель… Да кто тебя просил благодетельствовать?! Пошёл ты нахрен со своей благотворительностью! - Алекс быстро снял футболку, оставшись в одних трусах, и принялся в ворохе вещей искать свою одежду.
Глеб окончательно разозлился.
-Нет, парень, так не пойдет! Ты так просто не отделаешься! Ты не можешь просто взять и уйти - я слишком много времени потратил на тебя!
Глеб размахнулся и ударил мальчишку по спине. Удар пришелся на лопатку, и Алекс, изогнувшись от боли, упал на колени, глухо застонав и уткнувшись в диван лицом. Дальше мужчина не церемонился, воспользовавшись замешательством парня, он подтянул его на диван, заломил руку, рывком сдёрнул трусы. Мальчишка пытался вырваться, орал, кроя Глеба отборным матом, но тот не обращал внимания, размашисто хлестал ремнём по обнаженному телу, с удовольствием наблюдая, как кожа в месте удара сначала белеет, потом краснеет и становится бордовой, а в тех местах, где ремень лег ребром, наливается синевой. Глеб порол долго, без пауз, широко размахиваясь и вкладывая в удар почти полную силу. Кого он наказывал? Алекса? Возможно, но за что? Не за поцелуй же… Конечно, нет. Глеб отчетливо понимал, что это лишь повод, и осознавал, как со сходящими на хрип воплями мальчишки отпускает от себя давнюю боль и обиду живущий внутри него маленький мальчик.
-Хватит! - захлёбываясь воплями, взмолился Алекс.
Глеб остановился. «Чёрт! Перестарался!» - подумал он, глядя на рсцвеченные зад и ноги парня, но досадливо отмахнулся: «Наплевать».

Алекс не выходил из комнаты весь день. Глеб не трогал его, думая, что после хорошей порки мальчишке надо прийти в себя. Он не сомневался: Алекс никуда не денется, и зашёл к нему только вечером, около шести. Диван был убран, постельное бельё снято и аккуратно сложено. Рядом такой же аккуратной стопкой красовались вещи, которые купил Глеб. Алекс ушёл через окно, не взяв с собой ничего из подаренного.
Глеб усмехнулся: гордый щенок. Ну, ничего, побегает и вернётся, идти ему всё равно некуда. Но он ошибся: Алекс не вернулся ни в этот день, ни в три последующих. Глеба начинало разъедать чувство вины: он стал похожим на своего отца - жестоким и черствым, он стал таким, каким поклялся себе никогда не быть; он же клялся не причинять боли слабым и беззащитным, и вот так легко поддался соблазну при первой возможности.

Глеб пошел на набережную спустя пять дней, вечером, когда Алекс обычно заканчивал выступление. Он застал последние трюки. Выступающих было двое: Алекс и невысокая стройная девчушка с непослушной копной рыжих вихров. Мужчина залюбовался: отточенная до сотых долей секунд синхронность восхищала, слаженные, но при этом отрывистые редкие движения завораживали.
Артисты раскланялись под аплодисменты удовлетворенной толпы.
-Я сейчас, подожди меня, - негромко бросил Алекс спутнице и пошёл к Глебу.
Глеба обуревали противоречивые чувства, но он не спешил делиться ими с мальчишкой.
-Вернешься? - спросил как можно спокойней, пытаясь не выдать волнение.
Алекс немного помолчал, глядя куда-то в сторону.
-А ты не наигрался со мной? - насмешливо спросил он. - Чем ты отличаешься от них от всех? От отца? От матери? От дядюшки? Чем? У вас у всех руки чешутся, грёбаные извращенцы! - Алекс отвернулся, и Глебу показалось, что он заметил на его глазах блеснувшие слёзы.
Мужчина опешил. Подобной реакции он не ожидал, хоть и отчетливо понимал, что этот разговор - последний шанс убедить мальчишку, дальше, как ни старайся, будет бесполезно. Но и уступать и прогибаться не хотел, не хотел и не мог признать, что выпорол Алекса в угоду своим интересам, в какую-то нелепую отместку матери и отцу, как будто они сейчас могли бы, наконец-то, понять, каково ему было тогда, в его опостылевшем бесправном детстве.
Алекс ушёл молча. Глеб наблюдал, как они собрали реквизит и, обнявшись, не спеша пошли по набережной.
Немного постояв, глядя им в след, он подошел к винному прилавку, заказал пол-литра и двушку крепленого, и пока продавец цедил из кеги в пластик, залпом опрокинул стакан.
Глеб вернулся домой, долго вертел в руках телефон, потом всё-таки набрал номер и долго слушал в трубке длинные гудки. Наконец, на том конце провода раздался заспанный голос:
-Алло?
-Танюш, - Глеб сделал паузу, - может, на море?

Рассказ написан в рамках "Литературной дуэли"
http://porkaposledstviya.myqip.ru/?1-26-0-00000003-000-0-0-1671386732

Спасибо: 9 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 3 All [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 1223
Настроение: Как бы трудно нам не было, но уже точно не будет стыдно.©
Зарегистрирован: 08.01.22
Откуда: Україна
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.22 15:53. Заголовок: Иногда мне кажется, ..


Иногда мне кажется, что совпадений в жизни не бывает, а случаются маленькие чудеса. В этом рассказе Автор тоже совершил маленькое чудо лично для меня – перенес меня с одной реальности в другую. Я словно вернулся в другую жизнь и ощутил одновременно и радость воспоминаний и щемящую грусть ностальгии.

Курортный городок, море, набережная – ведь это же мое любимое Лазурное, куда я, точнее мы, всегда ездили на море, именно оно, мое неизменно любимое, всё совпадает до мельчайших деталей, даже упоминание о плитке, которой вымощена набережная, кафешки – от самых простых, в виде палаток, в которых торгуют жареными чебуреками, до изысканных, с отличным ассортиментом, хрустальной и фарфоровой посудой для спиртного и еды. Все так! Все верно! И конечно, всевозможные развлечения – на любой вкус тиры, караоке, фаер-шоу, фокусы, игровые автоматы, 7D аттракционы и прочее, прочее… Ездят «авторикши», везущие к месту проживания родителей с уставшими детками, которым уже давно пора спать, а пешком идти до дома очень далеко, так здорово загулялись, дошли почти до самого конца набережной… А днём – полеты на воздушных шарах, планерах, катание по морю на всевозможных прибамбасах – водных мотоциклах, катамаранах, бананах, акулах, плюшках… На любой вкус – и взрослым, и детям.
А главное, ощущение бесконечного праздника. Радость и свобода.
И я, точнее, мы всей семьёй всегда гуляли вечером летом по набережной, заглядывали везде, где толпится народ и совсем уж шумно. И так же там продалось вино в пластиковых бутылках, домашнее - хозяевами прямо из канистр, а заводское наливали из деревянных бочонков в кафе-«винных погребках». Я так для себя и не решил, какое вкуснее, хотя и перепробовал все возможные сорта и виды.
И были ступени вниз, к пляжу, к жёлтому теплому песку с ракушками, и каменные пирсы, о которые разбивается вода.
И море, огромное, бескрайнее, ласковое, зовущее и манящее.
Все так знакомо, Автор так точно описал все «мое», словно волшебным образом пробрался ко мне в голову, и (позволю себе чуть-чуть перефразировать)
 цитата:
развернул вощённую бумагу воспоминаний, аккуратно сложенную где-то в дальнем углу памяти.


И я только рад этому потому, что, читая этот рассказ, смог снова пережить и прочувствовать то, что, как я думал, навсегда позабыл и потерял, ведь оно из другой жизни.

Давно замечал, что бывают вещи, в которых нет особо динамичного сюжета, но зато они так наполнены ощущениями, запахами, полутонами и оттенками красок, и все это настолько глубоко, что читатель полностью погружается в атмосферу, сживается с ней, растворяется там. Вот этот рассказ как раз такой. Богатый чувствами и эмоциями. Написать так намного сложнее, чем описать динамичные события. Динамично, говорил Мюллер, должны писать агенты в донесениях – ничего лишнего: «Он пошел, она сказала, он передал».
Это как если сравнить детективы Чейза, в которых на одной странице происходит так много и так быстро, что читатель иной раз не поспевает за автором, и неторопливые плавные кружева слов и фраз скандинавских авторов, пусть даже и с детективным сюжетом.

Если вдуматься, рассказ прост, но, вместе с тем, очень сложен.
ГГ понимает, что оказался на обломках семейного счастья. Ведь и правда, в жизни так часто бывает: думал, что все хорошо, крепкая семья, а оказалось, что уже и нет рядом никого, а ты давно стал чужим, и во многом это твоя собственная вина. Просто не обращал внимания на маленькие трещинки, отмахивался от них, игнорировал, а опомнился лишь тогда, когда трещинки превратились в огромную пропасть.
Вот в такие то моменты и хочется найти такое место, где хочется собрать кусочки себя снова в целое, разобраться, обдумать, разложить для себя все по полочкам и решить, что же делать дальше. Куда идти и зачем.

Глеб приехал в родительский дом. Родные места, знакомая с детства обстановка, воспоминания, ностальгия, одиночество: для «разобраться в себе» самая что ни на есть подходящая компания, наверное. Для меня, скорее всего, было бы аналогично.
И порыв Глеба позвать к себе жить мальчишку-подростка, которому дома не сладко, для меня очень понятен. Ведь и самому Глебу было в детстве дома не сахар и, наверное, мальчишкой он бы тоже хотел встретить такого же взрослого друга, готового помочь. И Глеб с радостью, почти по отцовски делал это, как бы мысленно возражая на упрёки матери об отсутствии внуков и о «неправильных» целях в жизни. Вот, видишь, смотри, и я могу быть заботливым отцом, у меня здорово получается!
Да и не так одиноко и тяжкие, горькие мысли меньше мучают, если занят заботами о ком-то.

И все, что было дальше, для меня понятно и естественно. Как отец, он должен поставить мальчишку на место, приструнить и наказать за нарушение правил, он в своем праве здесь, но в то же время… Да, руки зачесались. Была бы родная кровь – не знаю, как бы Глеб повел себя, думаю, жалко стало. А здесь чужой пацан, подросток, который просто сам явно нарывается и провоцирует. Вот и пусть получит сполна. Я прекрасно понимаю, почему Глеб, будучи по сути очень порядочным челом, нежадным, начинает упрекать Алекса жратвой и шмотками. Себя самого подзуживая, накручивая и убеждая пацана, что дело только в этом, а не в том, что Глебу просто хочется его выпороть, выпустив давние детские обиды на своего отца, освободиться от них путем такой вот нехитрой, но и не очень порядочной мести. Лучше в глазах Алекса быть жлобом, чем извратом. А ещё хуже в своих собственных глазах быть извратом.

Сцена процесса меня очень зацепила. Оно. Мое. Близко. Не постесняюсь сказать, что для меня эта сцена очень тематична. Здорово написано, раскрыты мельчайшие оттенки глебовых эмоций.
Глеб перевернул страницу, получил сатисфакцию, хоть и осталось чувство вины и не удалась попытка всё исправить, снова наладив отношения с Алексом. Ну, а то, что пацан все правильно понял… Ну а как иначе? Это сопутствующий момент, когда мы решаем собственные проблемы за чужой счёт. Пользуешься чем-то чужим, будь готов отдать что-то своё. Пусть это будут всего лишь угрызения совести. Это не так и много, можно легко потерять и гораздо большее.

Я чёт думаю, что этот эпизод для Алекса не оставит особо болезненных последствий. Просто уверен даже. У него сейчас любовь, положительные эмоции быстро перечеркнут отрицательные, заслонят их. Ну было и было. Дядька тоже руки распускал. Не впервой. Не смертельно, фигня. Этот чудак Глеб все таки неплохой мужик, и непонятно даже чего возился со мной стока. В общем то и нет причины особо обижаться.
И хочу думать, что Таня ответит «да» на вопрос Глеба. Точнее, хочу верить.
Хотя, быть может, Автор потому и оставил ответ на этот вопрос открытым, отдал на откуп читателю.

В этот с виду нехитрый сюжет Автор смог вместить так много всего. Спасибо огромное тебе.

Единственный момент, что мне не до конца понятен. Алекс прожил в доме Глеба достаточно долго времени. Дядька не искал его? Не требовал вернуться домой? Все таки, 14-ти летний подросток живёт непонятно где и с кем. Вернуть пацана домой, пусть даже с полицией и доставить Глебу неприятности – не составило бы дядьке никакого труда. Тем более, Алекс был одним из источников дохода для алкаша.
Или дядька по прежнему приходил на набережную под конец шоу, трусил племяша, а остальное ему до фени было?
Вот это единственное, что мне не очень понятно. Хотя вписывать в рассказ эпизод разборов с явившимся домой к Глебу дядюшкой было бы явно лишним, это бы огрубило, утяжеловесило рассказ.
А так он вышел сотканным с плеска волн, тепла нагретого за день песка, терпкого аромата вина, россыпи огней от фаер-шоу и печальных мыслей и воспоминаний Глеба.

Ещё раз огромная благодарность Автору. Я тоже вернулся в ту жизнь и побывал на «своем» море.

Мир ловил меня, но не поймал.© Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 655
Зарегистрирован: 12.10.21
Откуда: РФ
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.22 21:22. Заголовок: Прочла, на одном дых..


Прочла, на одном дыхании, что называется: какая ж работа со словом! Сказать понравилось, - ничего не сказать.
Мальчик выписан просто гениально. Ни убавить, ни прибавить. Не литературный персонаж, а живой человек, которого чувствуешь, так, как если бы знать лично в жизни. А ещё - видишь всё его глазами и чувствуешь своим нутром.
Это очень дорогого стоит. Очень.
Мужчина тоже хорош. Просто замечательно. Но. Есть одно моё сильно субъективное "но". Он ведь хороший человек, этот Глеб. Нехорошие мимо пройдут, и ни разу заморачиваться не станут с формулировкой "наХ надо" или вовсе не заметят, как не замечают пустое место.
Я ещё могу понять, как он во вредоносном запале (снаружи спокойствие, внутри клокочет) попрекнул шмотками и харчами. Бывает. По себе знаю: наговорю, скотина, а потом места себе не нахожу, убить меня к чертям свинячьм нада, сволочь такую.
Но - наговорить.
Поднять руку, да ещё на тощего, мелкого шкета, - это совсем другое. Тем более, когда сам через это прошёл. И не просто прошёл - "мимо прошёл", а сидит оно колом внутри, и даже если и не вспоминать нарочно, оно все равно достанет, само вспомнится.
Я всё ждала, что окажется, это был морок, приснилось потом, пронеслось в голове... Не, не приснилось и не морок, рассказ кончился.
И свинтивший в свою долбанную жизнь мальчишка не отпускает.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 81
Настроение: Йех... (вот сейчас точно прилетит, ну и пох...)
Зарегистрирован: 06.02.22
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.22 01:09. Заголовок: Если не уподобляться..


Если не уподобляться авторессе "самурайской критики" и не цепляться за маленькие неровности в тексте, то рассказ тянет "на отлично" - и образным рядом, и завершённостью сюжета, и даже успокоительным финалом...
Но вдруг, как след от удара на бледной коже, вспыхивает жгучее напоминание о мотивации поступков героев и со стыдом понимаешь, что повстречался с мягко стелящей сволочью - садистом, который заманил, прикормил, приучил с руки брать, чтобы потом пороть в свое удовольствие и по своим правилам. Подонок ведь!
Но как написан! И даже некоторое сочувствие и странное желание, чтобы хорошо у него с его Таней закончилось...
Что ни говори, а рассказ талантлив. И додумывать на потом, что он со своей Танюшей будет делать и какие ей правила устанавливать будет (или уже устанавил) не хочется...

Говорить правду во времена тотальной лжи. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.22 05:22. Заголовок: В кинематографе есть..


В кинематографе есть такая штука, когда снимают сериал, а потом дергают из него ключевые моменты и получается фильмец раза в два-три короче. Вроде, все на месте, действо не страдает, картинка- отпад, но многие детали и просто интересные моменты выпадают. Из российских в таком двойном виде существуют, например, "Граница. Таежный роман" и "Турецкий гамбит".
Вот этот рассказ похож на такой фильм. Как будто кусков каких-то недостает. Воспоминания о матери вот оставил монтажер, а про долбанутого папашку они вдруг выскакивают уже под конец и совершенно неожиданно для читателя. Или вот как такое случилось, каким образом пацан, который пятихатку просто так не хотел брать, через непродолжительное время вовсю столуется и одевается за счет чужого дяди. Мелкими шажками же он до этого дошел. Разговоры были, ситуации какие-то... Да и как сам Глеб допокровительствовался до того, что оказался из этих самых, которые по мальчикам, тоже осталось тайной... А ведь сам режиссер точно насладился своим сериалом по полной. А мы? Нечестно, автор.

Спасибо: 1 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 497
Зарегистрирован: 10.10.21
Откуда: Дубаи, недавно переехал на ПМЖ, завидуйте!
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.22 10:08. Заголовок: Geist пишет: Но вдр..


Geist пишет:

 цитата:
Но вдруг, как след от удара на бледной коже, вспыхивает жгучее напоминание о мотивации поступков героев и со стыдом понимаешь, что повстречался с мягко стелящей сволочью - садистом, который заманил, прикормил, приучил с руки брать, чтобы потом пороть в свое удовольствие и по своим правилам. Подонок ведь!


Тебе, дружище, нимб не сильно жмёт? Крылья пиджак не прорвали? Не такой уж садист и извращенец гг, не больше, чем папочки в рассказах нашего венценосного тематического короля, усаживающие голопопых свежевыпоротых сыночков на коленки и целующие их в макушки. И не больше, чем чисто "реальные" мамаши на форуме бабы Вики, укладывающие своих дочек на лавки и мажущие попки соседским.
В жизни родители тоже лупят детей потому, что им этого хочется. Дружище, не пытайся быть святее папы римского
Хороший рассказ, понравилось, лови, участник 1, от меня плюс

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 82
Настроение: Йех... (вот сейчас точно прилетит, ну и пох...)
Зарегистрирован: 06.02.22
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.22 01:53. Заголовок: Да Господь с вами, н..


Zet* пишет:

 цитата:
Тебе, дружище, нимб не сильно жмёт? Крылья пиджак не прорвали?


Да Господь с вами, не жмет нигде, да и пиджаки я ношу, только если концертные… А так, стараюсь не выпендриваться.
Вот вспомнил: был на коричневом долго под маркой лучшего рассказа года один рассказик, что-то про «Самый-самый (умный или там хитрый)» не помню. Потом автор с местным гуру разосрались и рассказик из первых позиций исчез. А рассказ был не простой, а очень даже замечательный, там не про хитрость было, а скорее про подлость, но так написано, так подано, что любо-дорого. Я даже любовался, как можно настоящую подлость в виде подлинной добродетели преподнести! Вот, наверное, и этот замечательный рассказ из этой серии.
Но соглашусь, что ракурс имеет значение и если смотреть изнутри, то много не заметно. А «выпрыгнуть из», чтобы со стороны видеть – не для всякого.

Говорить правду во времена тотальной лжи. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.22 04:35. Заголовок: Zet* пишет: В жизни..


Zet* пишет:

 цитата:
В жизни родители тоже лупят детей потому, что им этого хочется.


То родители, а тут маньяк посторонний.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 444
Зарегистрирован: 28.07.22
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.22 10:01. Заголовок: Мне рассказ понравил..


Мне рассказ понравился.Несмотря на то, что сюжет имеет мало общего с реальной жизнью, выглядит все равно правдоподобно. Атмосфера живая, и легко визуализируется набережная, понятно состояние героев. Единственное только не очень понятен момент

Участник 1 пишет:

 цитата:
И вот уже Глеб - долговязый четырнадцатилетний пацан, ловко ухвачен им за загривок; тот на виду у всей компании утаскивает его, не обращая внимания на попытки сопротивляться



В чем провинился Глеб настолько, что отец не может до прихода домой подождать?
И тоже немного не хватило развития событий, понятно, что все как-то прошло, Алекс к Глебу привык, стал больше доверять. Но вот именно описания этого периода мне не хватило.

Тематическая сцена, на мой взгляд скудновата, реакция Алекса почти не показана.
Мораль - даже не знаю. А в чем тут мораль? Тематический рассказ, далекий от жизненных реалий. Мораль - это не про такие вещи.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.22 15:55. Заголовок: Читается очень легко..


Читается очень легко, буквально на одном дыхании. И прям чувствуется атмосфера жаркого южного вечера, пляжа, набережной, чебуреков)) Обгорелые курортники тусуются около сувениров и винных прилавков, развлечений на любой вкус. А вот в саму историю не особо верится. Не верю, что подросток пойдет и будет жить с чужим просто за еду. Поэтому и в порку не верится. И тематическая  сцена не вызвала никаких эмоций, особенно объяснение, что Глеб порет Алекса из-за обиды на своих родителей. Я больше поверю, что Алекс вызвал у Глеба определенные чувства, запрещенные эмоции, и он просто дал себе волю, удовлетворил свой интерес. И судя по всему думал, что получил игрушку, но Алекс оказался сильнее его. 
Понравилось, что Алекс ушёл и не вернётся, себя надо уважать в любой ситуации. 

Мои оценки рассказу
Сюжет - 4
Литературный стиль - 5
Персонажи - 5
Тематичность - 4
Мораль - 4




Спасибо: 1 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1234
Настроение: Как бы трудно нам не было, но уже точно не будет стыдно.©
Зарегистрирован: 08.01.22
Откуда: Україна
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.22 11:39. Заголовок: хм пишет: То родите..


хм пишет:

 цитата:
То родители, а тут маньяк посторонний.


Ну прям таки маньяк) Как на мой взгляд, порядочный мужик.
А вот если у родителя чешутся руки - это гораздо хуже.
Гуля пишет:

 цитата:
Не верю, что подросток пойдет и будет жить с чужим просто за еду.


Вы плохо понимаете менталитет жителей таких вот маленьких курортных городков. Там люди мыслят иными категориями, как раз там подобная ситуация вполне возможна.
Гуля пишет:

 цитата:
И тематическая  сцена не вызвала никаких эмоций, особенно объяснение, что Глеб порет Алекса из-за обиды на своих родителей


Как раз это объяснение самое правдоподобное. Принцип внутреннего замещения. А вот "запрещённые" эмоции здесь и не просвечивают никак. У Глеба были чисто отцовские чувства к пацану, это явно выписано.
Geist пишет:

 цитата:
Вот вспомнил: был на коричневом долго под маркой лучшего рассказа года один рассказик, что-то про «Самый-самый (умный или там хитрый)» не помню. Потом автор с местным гуру разосрались и рассказик из первых позиций исчез. А рассказ был не простой, а очень даже замечательный, там не про хитрость было, а скорее про подлость, но так написано, так подано, что любо-дорого. Я даже любовался, как можно настоящую подлость в виде подлинной добродетели преподнести! Вот, наверное, и этот замечательный рассказ из этой серии.


Хотелось бы прочесть. Сюда не занесете?

Мир ловил меня, но не поймал.© Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 224
Зарегистрирован: 07.07.22
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.22 11:49. Заголовок: Очень хорошо. Очень ..


Очень хорошо. Очень красиво, атмосферно, богатая лексика, ёмкие словесные обороты. Все описания действительно очень жизненные, легко визуализируются. И я бы не стал утверждать, что фабула так уж далека от реальности. Случаи покровительства были во все времена, есть они и сейчас. Весь вопрос в границах допустимости. Впрочем, здесь этот вопрос не стоит, поскольку автор вовремя выкручивается, очень ловко уводя сюжет от банальной похоти в русло детской травмы Глеба. И вот уже Глеба нужно понять и простить, ведь он ничего такого и в мыслях не имел, его просто триггернуло)
На мой взгляд, минус рассказа в его лаконичности, отсюда впечатление, что сюжет как таковой отсутствует в принципе, а весь текст есть ничто иное как компиляция настроенческих акцентов и тематических крючков. Возможно, автор торопился, возможно, заленился, но отсутствие развития некоторых моментов, их недостаточная проработка, упоминание вскользь вызвали, на мой взгляд, дыры в сюжете и его провисание, хоть и незначительное. Ранее уже указывали на эти недочеты: где дядюшка, например.
По персонажам. Глеб - если судить по тому, что после развода не только ушёл из квартиры, но и из города уехал в родные пенаты на пмж, - ничего не достигший в жизни неудачник. И в сорок это у него не «new wave», а «у разбитого корыта». Спрашивается, о чем он думал и чем занимался прошедшие двадцать лет. Но, опять же, это всё догадки на фоне неоднозначной авторской подачи.​
А вот Алекс хорош. Тематически привлекательно сработан и внешне и поведенчески. И в сцене порки он явно Глебу подыгрывает. Иначе не принимал бы так покорно, всего лишь вопя. Вырывался бы и вырвался.​
В целом впечатление от рассказа положительное. Что до морали, то она всё ж есть. Ну, хотя бы «не всё в жизни мерится материальными благами»
Спасибо, автор)

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 513
Зарегистрирован: 11.01.22
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.22 00:11. Заголовок: Читаешь комменты и п..


Читаешь комменты и понимаешь, насколько разными могут быть видения одной ситуации, оценки поведения героев, распределение симпатий к персонажам... В том и ценность отзывов, я считаю, потому и свой взгляд постараюсь изложить поподробней.

Рассказ очень понравился. Читался легко, увлекательно, с интересом, но жаль... Жаль, что не хватило чего-то. Лично мне. Канва сюжета чересчур привлекательна, имеет неисчерпаемый потенциал, чтобы додумывать, придумывать различные варианты исхода событий. И наполнять ее можно бесконечно и на все лады. Возможно, мне этой наполненности и не хватило. То есть начинки.
Литературный слог на уровне профессионального, он мастерски передает атмосферу курортного поселка, отражает запахи и краски, а также внутренний мир главного героя, Глеба. Плавность повествования сопровождает рассказ от начала до конца, без рывков, без резких контрастов в средствах выразительности и без разделения героев на "хороших и плохих", что нередко является двигателем всего сюжета.

С первых строк автор вводит читателя в режим ожидания... Ожидания чего-то нового в жизни его героя. Позади - сумрак обжитой комнаты, холодный силуэт бывшей жены, отброшенный соблазн вернуть прежние отношения. Впереди... А что было дальше? Возвращение в город детства, одиночество и новый соблазн. Уже не отброшенный голосом разума, а выпестованный, вожделенный, балансирующий на грани дозволенного и законного.
Весь рассказ пропитан настроениями Глеба - мне он видится единственным главным героем, все подстроено под него, и даже Алекс, ювелирно выписанный автором, всего лишь материал для воплощения мечты Глеба.
Его образ достоин кисти художника - эдакий "гутаперчивый" мальчик, которому хочется шептать, как в одноименном рассказе "Улыбка, улыбка..." Образ, вытканный из тонкого кружева, в которое несколько грубо попытался вплести себя Глеб.

Мальчишка словно весь вспыхивал изнутри, будто и сам был ярким огненным факелом: глаза расширялись и восхищенно горели, руки непроизвольно выписывали сложные кульбиты, имитируя хваты и приемы жонглирования, речь становилась быстрой, порой сбивчивой, эмоции выплёскивались через край, переводя повествование в набор восторженных восклицаний:

Ведь Глеб мог бы потрудиться понять, что имеет дело с художником своего рода, с тонким, восторженным, увлеченным подростком, и обращения соответственно тот требует деликатного, чувственного, терпеливого...
А Глебу не хватило терпения и жонглерской ловкости, чтоб превратить мальчишку в тот самый факел, который по своему желанию можно зажигать и гасить.
Глеб поначалу проявил настойчивость - привлек к себе паренька, поселили у себя, купил одежду (кстати, очень тематичный момент - одеть и обуть "потеряшку"), но далее идет большой пробел в развитии их отношений.
То есть Автор только упомянул, что пацан живет у него уже полтора месяца, и брошенное вскользь "Накажу".
И порка потому совершенная неожиданность для мальчишки. Да, выстраданная Глебом, но для Алекса это переход всех границ - и физических, и личностных.
Но замечу, что это краткое "Накажу" вообще очень соблазнительный прием, нередко используемый в игровом творчестве, любимый многими авторами. Кратко, четко и очень конкретно. Просто "накажу". Или бывало просто "выпорю". Более прозрачно звучит, но без излишних объяснений. Цепляло некоторых до бабочек, да...
Сами отношения героев априори пропитаны тематичностью, но в сцене порки маловато физиологии, на мой вкус и цвет, такой, которую автор сумел представить при первом описании Алекса.
И это было бы здесь уместно и оправданно, потому что порка носит только условно воспитательный характер, а на самом деле являлась реализованной навязчивой идеей Глеба.
Мне кажется, что в построении композиции кульминационный момент проигрывает завязке.
Прекрасные описания приморского поселка, детские воспоминания, размышления о новой жизни, туманное выстраивание планов на будущее.
Ну а динамика в отношениях с Алексом почти не прописана. Не хватило промежуточной конфликтной ситуации, когда Глебу в пору сделать очень конкретное предупреждение, посвятив мальчишку в планируемые методы наказания. И тогда мотивировал бы свои намерения как заботу и ответственность за его воспитание. Приплел бы, что полюбил его как сына, переживает, пытается оградить его от ошибок, потому что стал дорог, и больше нет никого у него на всем белом свете. А вдруг Алекс повелся бы? Ну шанс все же никто не исключает.
Ведь Автор показал волнение Алекса при упоминании о возможном наказании. Даже румянец проступил на щеках мальчишки... Но о каком именно, навряд ли понял... Взрослое? Ну взрослое это тюрьма) Порка все ж скорее детское наказание). В современных реалиях.

Говорили тут о нереалистичности сюжета, что не верят в подобную ситуацию.
Я напротив - верю и считаю, что вполне она могла состояться в жизни. А что тут нереального? Парень полубеспризорник, дядьке пусть и нужны деньги, но лишний рот и вообще лишний человек в доме как бы не очень (жил же ранее без племяша), время летнее, так что школьный замес пока неактуален, да и потом навряд ли кто-то будет отслеживать, где именно живет парень. Конечно, бдительные соседи могли бы проявить гражданскую позицию и доложить... но есть ли они, бдительные и социально неравнодушные?
Мотивы Алекса бескорыстны и объяснимы. Что он видел в доме дядьки? Пьянство, побои, голод, наверняка ( а подростки едят много). А здесь появился взрослый друг - спокойный, заботливый, надежный. Да любой подросток согласился бы принять такое предложение. Тем более, что Глеб "не из этих". И не особо свойственна детям прагматичность, чтоб просчитать возможную отдачу и мотивы поступков других людей. Они еще рассчитывают на безусловную защищенность, на право быть окруженными заботой.
Например, фильм есть "Чужие письма". Так там учительница взяла к себе жить ученицу ( та еще стервоза оказалась), но сам факт такого жеста никого не смутил.
И в конце рассказа так и хочется крикнуть: "Верни его, верни любыми силами!" Когда мальчик уходил по набережной.
Возникла ассоциация "Пегий пес, бегущий краем моря"... Не в тему пусть, но так тронул образ Алекса, что невольно проникает в совершенно иные персонажи. Ну это чисто мои хотелки, совершенно не вписывающиеся в характер Глеба.
Глеб не хотел прогибаться, извиняться, уговаривать, заверять, что такого не будет больше...никогда (если ты не дашь повод, не провинишься, если сам не захочешь, если не попросишь...)
Оба персонажа не являются противоположностями, они скорее схожи в своем одиночестве, потерянности и нелюбви, но вольно или случайно последняя сцена выглядит как прозрение, как свет, брошенный на Глеба уходящим с девчонкой Алексом. А ведь есть же она, любовь. И есть тот, точнее та, кого можно вернуть. Жена... Ее вернуть проще, чем юного вспыльчивого влюбленного в девочку мальчишку. И последние слова Глеба звучат как итог, как резюмирование попыток изменить свою жизнь. И как прощание с мечтой. Сбылась ли она?...

По житейской части есть вопросики. Не знаю, чем занимался Глеб в "прошлой" жизни, что так запросто решил поселиться в курортном поселке. Понятно - его дом там, туда вернулся, но что там делать? Ладно, можно и проехать эту незначительную мелочь. Но не побывать в своем доме 10 лет?? По какой причине? Вот это мне кажется неправдоподобным. По-первых - море. Иметь дом на море и не ездить туда? Ну, конечно, если отпуск исключительно на Багамах и Мальдивах проводили, то понятно...
Во-вторых, не следить за своей недвижимостью? И уж вне понимания моего это не сдавать домик в курортный сезон да и вне сезон тоже. А если б не развод? Вообще не вспомнил бы про него? Может там уже бомжи поселились...
Это так, придирки к деталям.
Ну и в завершении...
Ключевой вопрос "А ты не наигрался со мной?", который остался без ответа... Вот пожалуй, главная мысль рассказа, поставившая Глеба в тупик.
И мораль?.. Какие бы соблазны не стояли у нас на пути, но жена все же лучший и надежный друг)

МК пишет:

 цитата:
Глеб - если судить по тому, что после развода не только ушёл из квартиры, но и из города уехал в родные пенаты на пмж, - ничего не достигший в жизни неудачник



А я бы не стал так категорично судить. Может и напротив - уехал, когда захотел, имеет возможность не работать какое-то время, значит, все не так печально. То есть не цепляется за то, в чем жил 15 лет, потому что без этого вообще никак.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 331
Зарегистрирован: 06.11.21
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.22 17:25. Заголовок: Участник 1, хорошо, ..


Участник 1, хорошо, но мало))
Алекс выписан филигранно, и в целом весь ход событий не просто визуализируется, но и чувствуется: запахи, звуки… Жаль только, что автор не уделил столько внимания, сколько описанию набережной, тематической сцене. Думаю, это было бы более уместно.
Ничего отеческого в Глебе не увидела. Да, он действительно начал понимать, что Алекс стал для него чем-то большим, чем просто мальчишка с набережной, но это другие эмоции: воспитатель, покровитель, благодетель. И, если бы он не сорвался и не выпорол мальчишку за пустяк, дальше стал бы требовать от него большей близости и отдачи. Глеб уже считает себя полноценным хозяином Алекса, а ведь это он пока ещё не осознаёт своих истинных эмоций.
Запретный плод сладок. И раз вкусив, захочется повторить снова и снова. Не думаю, что ему нужна Таня, даже если она и приедет, и они снова будут вместе, он все равно будет искать своего Алекса. Уж Алекса ли фаерщика или какого-то другого - это непринципиальный вопрос. Но то, что Глеб будет искать подобную связь, на мой взгляд, очевидно.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 486
Настроение: Цвет настроения синий, а может быть даже чёрный...
Зарегистрирован: 29.01.22
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.22 23:12. Заголовок: Написано хорошо. Стр..


Написано хорошо. Стройно, понятно, грамотно.
Такой «участливый» дядечка Глеб, который типа сделал «доброе дело», а по факту нашел от скуки игрушку. Только забыл, что «игрушка» всё-таки человек, а не щенок-обезьянка. И почему-то решил, что имеет на что-то право. А потом еще и обиделся…
Алекс понравился.
Спасибо.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 413
Зарегистрирован: 08.01.22
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.22 12:38. Заголовок: Спасибо всем, что пр..


Спасибо всем, что прочли и высказали свое мнение. Мне, как автору, это очень ценно и приятно.
И вот что я сам думаю обо всём этом)
Как верно отметил Никита, почва канвы сюжета действительно очень благодатна, можно пуститься во все тяжкие, развивая ту или иную линию. И вот на эту благодатность я и купился, на нее и попался. Какие бы сюжетные выверты я ни обдумывал, всё сводилось к одному: покровительство с последующим М/m. А этого не хотелось. Хотелось выписать Глеба несколько потерянным после развода с женой, а их встречу с Алексом - как способ переключиться, выбраться из губительного однообразия жизни. И вот я писал, писал своего Глеба и в какой-то момент понял, что он и самому мне непонятен, что мне сложно определиться с отношением к нему, что так или иначе всё сводится к типовому сценарию. Думаю, даже акцент на детскую травму не спас моего лирического героя. Он все равно вышел латентным садистом.
А Алекс… С ним вроде бы всё понятно: добродетелью пользуется, но к себе не подпускает, и как только появляется намек на передел границ, сматывается без особого сожаления. Ему не привыкать перебиваться по жизни, так что страх остаться на улице - не его страх. Тем более курортный поселок - сезона нет всего несколько месяцев, а в остальном худо-бедно можно заработать на еду.
В целом считаю, что проработке характеров уделил недостаточно внимания, поэтому текст вышел хоть и стройным, но без души.

Никита пишет:

 цитата:
Но не побывать в своем доме 10 лет?? По какой причине? Вот это мне кажется неправдоподобным. По-первых - море. Иметь дом на море и не ездить туда? Ну, конечно, если отпуск исключительно на Багамах и Мальдивах проводили, то понятно...
Во-вторых, не следить за своей недвижимостью? И уж вне понимания моего это не сдавать домик в курортный сезон да и вне сезон тоже. А если б не развод? Вообще не вспомнил бы про него? Может там уже бомжи поселились...



По какой причине? Ну, я рассуждал так: есть места, в которые люди не хотят и не могут возвращаться. Не пускают воспоминания, например. Вот у меня самого есть такой дом - дом, в котором я родился. Конечно, он не на море, да и от меня сейчас до туда без малого 1000 км, но всё ж … Селигер, популярное место. Можно было подшаманить и кой-чего на экотуризме поднять. Но…)
Или городская жизнь настолько интенсивная, что банально времени не хватает, если дом не в часе езды, а в 1,5 тыщах км, скажем. Но самое главное: дом взят мной как символ прошлого, а не как объект рентабельной недвижимости. Думаю, если бы я стал расписывать, как Глеб бабки за сдачу в наем стрижет, это было бы не совсем уместно.

Мне легко угодить. Сложнее — остальному миру © Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 32
Зарегистрирован: 05.12.22
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.22 22:16. Заголовок: Регина


МК пишет:
[quote]`Понравилось.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 33
Зарегистрирован: 05.12.22
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.22 22:51. Заголовок: Регина


Стэн Марш пишет:
[quote]` Уважаемый автор, благодарю за рассказ. Всё жизненно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1093
Зарегистрирован: 27.07.22
Откуда: SPb
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.22 00:45. Заголовок: редкий рассказ автор..


редкий рассказ автора, который мне не понравился. Глеб - банальный маньяк, которого автор попытался замаскировать прекрасными видами природами, ложными движениями души и оправдать детскими травмами. не получилось(хотя, если сулить по комментаторам выше - получилось) а вот Алекс его сразу выкупил, но по причине оставшихся надежд на добрый где-то мир и добрых людей, доверился. Глеб их добил. фактически, Глеб убил ещё одного ребёнка... в следующий раз, за свои 500руб. он просто в табло или пинок под жопу получит - карма.
вообще история поучительная, на уровне полицейского ликбеза: как детям нельзя брать деньги и вещи у незнакомцев. уверен, что Таня к этому уроду тоже не вернётся, потому что за годы хорошо его поняла

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 34
Зарегистрирован: 05.12.22
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.22 05:06. Заголовок: Skabi4evskij пишет: ..


Skabi4evskij пишет:
[quote]` Skabi4evskij пишет:
[quote]` Вы правы, урод и есть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 35
Зарегистрирован: 05.12.22
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.22 05:09. Заголовок: Регина пишет: редки..


Регина пишет:

 цитата:
редкий рассказ автора, который мне не понравился. Глеб - банальный маньяк, которого автор попытался замаскировать прекрасными видами природами, ложными движениями души и оправдать детскими травмами. не получилось(хотя если сулить по комментаторам выше - получилось) а вот Алекс его сразу выкупил, но по причине оставшихся надежд на добрый где-то мир и добрых людей, доверился. Глеб их добил. фактически, Глеб убил ещё одного ребёнка... в следующий раз, за свои 500руб. он просто в табло или пинок под жопу получит - карма.
вообще история поучительная, на уровне полицейского ликбеза: как детям нельзя брать деньги и вещи у незнакомцев. уверен, что Таня к этому уроду тоже не вернётся, потому что за годы хорошо его поняла

НАдеюсь, она и не вернётся. Детей с ним заводить нельзя.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет